Продвижение бизнеса с 0: анализ конкурентов

На что обратить внимание при анализе конкурентов? Какие методы оценки конкурентов можно отнести к быстрым и максимально простым в исполнении?


Автор: основатель и руководитель коммуникационного агентства Biznesmuza, стратегический PR-консультант, член Гильдии маркетологов Марина Соболева
К наиболее эффективным методам анализа конкурентов можно отнести:

1. Разведка – пробная покупка, оценка сервиса, изучение отзывов на специализированных сайтах и в социальных сетях.
2. Изучение и оценка онлайн-каналов – социальные сети, сайт.
3. Оценка ниши – оценка перспектив, анализ спроса, портрет аудитории.


Основные инструменты каждого из этапов анализа конкурентов
Соответственно, на каждом их этапов есть подходящие инструменты.

1. Разведка
Стать клиентом и изучить сервис изнутри – пожалуй, самый надежный и наглядный способ. Как минимум, оставить заявку на обратный звонок на сайте. Подписаться на рассылку. Например, что смотрим в email-рассылке: алгоритм прихода писем (регистрация, заказ и т.д.), содержание: контент и предложения.
Отзывы также важно смотреть не только на сайтах-отзовиках, но и те, которые оставляют действующие (точно!) клиенты в социальных сетях – о проблемах с сервисом или товарами/услугами.

2. Онлайн-каналы
Обязательно анализ сниппетов и текстов в объявлениях контекстной, таргетированной и других типов рекламы. Анализ поисковых запросов, по которым выводятся конкуренты. Анализ присутствия и упоминаний.

Сниппет – короткое описание в поисковой выдаче. В нем часто указывают УТП, нишу и пр.

Как понять, откуда идет трафик?

Similarweb.com, be1.ru – дадут понимание, откуда идет трафик.
Системы мониторинга –
для отслеживания упоминаний в сети
Youscan, Babkee, Brand Analitycs, "Медиалогия" и др. – профессиональные системы мониторинга упоминаний.

Они платные, и если с этим сложно, то есть минимальный набор функций в Google Alerts.

В качестве альтернативы систем мониторинга также: Яндекс.Новости, Google Новости, Яндекс.Блоги
Креативы конкурентов
В "Библиотеке рекламы" Facebook можно посмотреть, какую рекламу запускают конкуренты

Насколько задействован механизм продвижения компании через первое лицо и других участников команды - можно оценить, найдя профили в социальных сетях.

Смотрим везде: тип и качество контента, методы захвата внимания, механизмы вовлечения, дизайн, отработка обратной связи от клиентов, динамика различных показателей, упоминания в СМИ и пр.

3. Оценка ниши
Ищем исследования по сфере или нише. Это даст понимание объема рынка и различные инсайты.

Ценообразование и открытые данные от конкурентов.
Оценка запросов на Yandex Wordstat и Google Trends.
Количество подписчиков и просмотров видео в социальных сетях (YouTube, Instagram, Vkontakte, Telegram, Fb, TikTok - смотрим все).
Тестируем спрос через рекламу на landing page.
Смотрим наличие и содержание контекстной рекламы через спецсервисы.
Что делать с полученной информацией?
Все данные сводим в таблицу: ищем пути отстройки, заимствований и улучшений. Bingo!



Зачем нужен анализ конкурентов?
1. Прямые конкуренты
  • Перенять лучшее.
  • Найти ахиллесову пяту (какие "боли" они не закрывают, стереотипы о сфере, "провисы" в клиентском обслуживании, не закрытые ниши).
  • Выстроить маркетинговую стратегию и определить элементы отстройки.

2. Косвенные конкуренты
  • Точки соприкосновения для дальнейшего партнерства и развития (комплекс услуг).
Материал частично использован в публикации на Бизнес.ру:
Как анализировать конкурентов: 5 лайфхаков